Ев. От Иоанна, 19 (конспект проповеди)

    1. Итак, Иисуса ведут на Голгофу. Еще недавно мы читали, что Иисуса, въезжающего на ослике в Иерусалим, приветствует чуть ли не весь народ, а сегодня настроение толпы переменилось.
    Мы удивляемся: да что ж так быстро все поменялось? в несколько дней перемены. Считается, что настроение толпы вообще быстро меняется, по малейшему поводу. Вот и здесь произошло то же самое: сначала толпа приветствует Иисуса, потом кричит «распни»…
    Между тем, понятное и находящееся под рукой объяснение только запутывает и уводит от истинного положения дел. Дело здесь не в настроении, это вообще неподходящее слово. Настроение – это нечто внешнее, сути вопроса не затрагивает.
    Люди не меняются в своем желании жить хорошей стабильной жизнью. Люди хотят определенного норматива. В сущности, они страшатся перемен, разве только если жизнь становится невыносимой. На Иисуса возлагали надежду, что он восстановит status quo – вернет прежние порядки, добьется независимости. Надо ли говорить, что люди так быстро не отказываются от своих надежд? Тогда что же? Неужели Иисус их настолько разочаровал, что они в пятницу уже готовы Его распять?
    Всякий, претендующий на роль лидера, должен понимать, что от него ожидает народ. Лидер отвечает чаяниям народа, идет им навстречу. Но Иисус говорит не на языке толпы. Его высказывания ей непонятны, она не видит в них стремления восстановить норматив. Отсюда мгновенное отторжение. Похоже, Иисус даже не старается объяснить Свою позицию.
    2. Мир вокруг нас не просто существует сам по себе. Он интенционален, то есть намеренно сконструирован Творцом. Общественный мир воспроизводится в каждом поколении, по заложенным матрицам. Образцы (паттерны) поведения, восприятия природы – все это закладывается в нас с рождения. Мы признаем своим и дорогим то, что окружает нас с детства.
    Стоит задуматься, что даже любовь к родным местам – лесу или горам – это навязанный нам шаблон. Человек, родившийся на равнине, любит лес, а человек гор – любит его гораздо меньше, потому что не видит перспективы. Лес его окружает и подавляет, закрывая обзор пространства …
    Сюда же отнесем понятия о национальном. Мы впечатаны в свою национальность. Чтобы увидеть свое национальное со стороны, надо оторвать себя от привычного контекста. Это может быть достаточно болезненной операцией, с утратой стереотипов, но взамен появляется чистое зрение, ясный взгляд на положение вещей, в том числе и на положение Церкви в государстве.
    3. Иисус отказался от заманчивой роли национального лидера. Его путь шел через Голгофу, унижение и страдание. Путь Церкви Христовой – это путь проповеди истинного Христа, не вовлеченного в политику и государственные соображениями о целесообразности. Поэтому Церковь не должна вовлекаться в государственные структуры, сращиваться с государством. Мы видим сегодня на довольно ярких примерах, что заигрывание некоторых церквей с государством, при всей сиюминутной выгоде, оборачивается страшным поражением Церкви.
    Всегда Церкви, не государства.
    Иисус не стал вмешиваться в политику в самый «судьбоносный» момент истории Иудеи. Кто-нибудь спросит: а как же совесть патриота и гражданина? Иисус не отвечает ни царям, ни народу. Он не дает ответы на их вопросы, но говорит Свое…