Раздел 1. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ
            1. ЧТО ЕСТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ?
 Священное Писание (Библия) есть начертанное Слово Божие и содержит знание о Боге и Его воле. Библия непротиворечива и целостна, достаточна для знания о спасении человека. Слово Божие вечно и неизменно, как вечен и неизменен Бог, как вечна и неизменна Его воля. Не верить Библии означает не верить Богу.
“Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2Тим.3:16);
“На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах” (Пс.118:89).

2. ПОЧЕМУ ТОЛЬКО БИБЛИЯ СОДЕРЖИТ ПОЛНОЕ И ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ О БОГЕ ?
Богу было угодно дать людям только то знание о Себе и Своей воле, которое изложено в Священном Писании. Человеческие рассуждения и писания о Боге не могут служить авторитетным источником знаний, поскольку не являются богодухновенными.
“Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению” (Еф.1:9);
“Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше” (1Ин.5:9);
“Разве от вас вышло Слово Божие ?” (1Кор.14:36).
3. КАК ДОСТИЧЬ ПОНИМАНИЯ БИБЛИИ ?
Для понимания Библии недостаточно прочтения ее и запоминания отдельных стихов. Необходимо ее систематическое изучение, что включает в себя постоянное изучение содержания Библии в целом, постижение смысла и духа ее положений, изучение отдельных мест, исследование их контекста, согласование отдельных высказываний со всем текстом, понимание конкретного значения употребленных слов. Полное понимание Библии приводит к пониманию воли Божией.
“познавайте, что есть воля Божия.” (Еф.5:17);
“не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его” (Кол.1:9);
“Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; Твердая же пища свойственна совершенным” (Евр.5:13-14);
“оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству” (Евр.6:1);
“они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания” (Деян.17:11);
“разумеешь ли, что читаешь?” (Деян.8:30).

4. КАКОЙ СУЩЕСТВУЕТ ПРИНЦИП СОГЛАСОВАНИЯ СТИХОВ ?
Если какие-либо стихи в Писании вызывают впечатление противоречащих друг другу, их необходимо согласовать через иные стихи, сопоставить с теми высказываниями, которые говорят о том же предмете более ясно. Все должно быть согласовано по принципу: частный случай подчиняется общему правилу, меньшее входит в большее.
“Так же и в другом месте Писание говорит: “воззрят на Того, Которого пронзили”.” (Ин.19:37);
“читающий да разумеет” (Мф.24:15);
“мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, Так-как вы отчасти и уразумели уже” (2Кор.1:13-14);
“он [Ап. Павел] говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.” (2Пет.3:16);
“да даст тебе Господь разумение во всем.” (2Тим.2:7).

5. ПОЧЕМУ ХРИСТИАНАМ НУЖЕН ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ?
Ветхий и Новый Заветы являются единым и неразрывно целостным Словом Божиим и содержат откровения воли Божией по отношению к Его творению. Ветхий Завет дает понимание необходимости спасения человека, содержит пророчества о грядущем Мессии (Христе), показывает действие Законов Божиих.
“слово Бога нашего пребудет вечно.” (Ис.40:8);
“надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.” (Лк.24:44);
“законом познается грех” (Рим.3:20);
“Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость.” (Пр.28:9).

6. ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ УЧЕНИЯ ?
В целях обретения знаний, которые дает Библия, прежде всего в отношении воли Божией, необходимо их изложить в виде систематического учения. Учение формулирует законы и принципы, определяет тенденции и делает выводы. Конечной целью учения является полное подчинение человека воле Божией.
“Держись образца здравого учения” (2Тим.1:13);
“Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно” (1Тим.4:16);
“Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1Кор.2:6,7).

7. МОЖЕТ ЛИ УЧЕНИЕ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ О БОГЕ ?
Бог дает только то знание о Себе и Своей воле, которое Он справедливо считает полезным и достаточным для спасения человека. Поэтому в отношении всего закрытого Богом учение ограничивается установлением принадлежности отдельных явлений или законов к Тайнам Божиим. Необъяснимость закона не отменяет возможности его включения в систему построений и выводов.
“Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам” (Втор.29:29);
“величие Его неисследимо” (Пс.144:3);
“разум Его неизмерим” (Пс.146:5);
“Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.” (Иов.36:26).

8. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТИННОСТЬ УЧЕНИЯ ?
Истинность учения определяется его полным согласованием с Библией. Согласование означает соответствие каждого положения учения смыслу и духу Слова Божия. Непротиворечивость Слова Божия и однозначность его смысла исключают существование различных истинных учений. “братия (мои), что только истинно, [...] о том помышляйте.” (Фил.4:8);
“Все испытывайте, хорошего держитесь.” (1Фес.5:21);
“не искажая слова Божия, а открывая истину” (2Кор.4:2).

9. КАКОВЫ ПРИЗНАКИ ЛОЖНЫХ УЧЕНИЙ ?
Приведем три основных признака ложных учений:
А) Учение не полностью следует истине Священного Писания, считая позволительным нарушать отдельные установления Божии. Объяснение приверженцев учения: эти установления устарели и не соответствуют современному обществу.
Б) Учение не представляет собой целостной системы, страдает противоречиями и отсутствием строгих доказательств. Существуют две разновидности:
1) характеризуется буквальным восприятием текста Священного Писания,
2) упор делается на толковании библейских иносказаний. Обе разновидности учения показывают неверное понимание Библии. Распространены в среде недостаточно образованных людей.
В) Учение совмещает с Библией иные источники, например, исторические прецеденты или какие-либо поучения авторитетов, признанных в среде сторонников учения. Мы не рассматриваем здесь учения, явно отвергающие Слово Божие, ибо они находятся вне христианства.
А) “будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которыельстили бы слуху” (2Тим.4:3);
“храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания” (1Тим.6:20);
“Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения” (Еф.4:14);
Б) “некоторые уклонились в пустословие, Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.” (1Тим.1:6,7);
В) “Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” (Кол.2:8);
“вас снова нужно учить первым началам слова Божия” (Евр.5:12).

10. КАК СЛЕДОВАТЬ УЧЕНИЮ ?
Учение должно войти в жизнь человека. Для этого его необходимо тщательно освоить самому и помочь в этом другим, обучая незнающих, наставляя заблуждающихся и отстаивая истину в споре с ее противниками. Учение, способствуя пониманию воли Божией, показывает, как исполнять ее надлежащим образом. Следование учению означает подчинение человека в каждом дне своей жизни воле Божией.
“Ты же говори то, что сообразно с здравым учением” (Тит.2:1);
“мы не сильны против истины, но сильны за истину.” (2Кор.13:8);
“У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? людям ли угождать стараюсь?” (Гал.1:10);
“Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины” (Пс.59:6);
“кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь.” (Мф.12:50).