Раздел IV. ВСЕОБЩАЯ ГРЕХОВНОСТЬ.

31. ЧТО ТАКОЕ ВСЕОБЩАЯ ГРЕХОВНОСТЬ ?
Всеобщая греховность означает, что человечество в целом и каждый человек в отдельности имеют грехи. Исключением явился Иисус Христос, ибо Он, будучи во плоти, не совершил никакого греха.
“Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.” (Пс.13:3);
“все под грехом” (Рим.3:9);
“все согрешили и лишены славы Божией” (Рим.3:23);
“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.” (1Ин.1:8);
“Он не сделал никакого греха” (1Пет.2:22).

32. ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ВСЕОБЩЕЙ ГРЕХОВНОСТИ ?
Причиной послужило нарушение Адамом и Евой завета Божия. В них вошла греховность, которую они передали всем своим потомкам, то есть человечеству.
“одним человеком грех вошел в мир” (Рим.5:12);
“преступлением одного всем человекам осуждение” (Рим.5:18).

33. ЧТО СТАЛО С ЧЕЛОВЕКОМ ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ ?
Грех нарушения завета Божия повлек за собой необратимые изменения в человеке: он стал смертен, неудержимо склонен ко греху, утратил способность к духовному добру.
“смерть перешла во всех человеков, потому что в нем [в Адаме] все согрешили.” (Рим.5:12);
“не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим.7:20);
“не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе” (Рим.7:18);
“во грехе родила меня мать моя.” (Пс.50:7).

34. РАЗВЕ ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН НА ДОБРЫЕ ДЕЛА ?
Человек, будучи по природе греховен, не способен (мертв) к духовной жизни и, следовательно, к духовному добру. Тем не менее, он может совершать добрые (с точки зрения общечеловеческой морали) поступки, которые могут быть приятны Богу. Однако такие поступки не являются основанием для спасения.
“мертвы во грехах” (Кол.2:13);
“живущие по плоти Богу угодить не могут” (Рим.8:8);
“делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть” (Рим.3:20).
“земля и все дела на ней сгорят.” (2Пет.3:10);
“Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.” (Рим.4:2).

35. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАТЬ ГРЕШИТЬ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ ?
Человек не может по своей воле перестать грешить, хотя и способен проявить некоторое усердие в борьбе с грехом. Тем не менее, будучи духовно мертвым, невозрожденный человек даже не видит многие свои грехи.
“Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?” (Иер.13:23);
“будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией” (Еф.4:18);
“вы не то делаете, что хотели бы.” (Гал.5:17);
“без Меня не можете делать ничего.” (Ин.15:5).

36. ЕСТЬ ЛИ У ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНАЯ ВОЛЯ?
До грехопадения человек имел свободу воли в отношении добра и зла. После грехопадения человек утратил свободу воли в отношении всего духовного, став рабом греха. Только Бог освобождает человека от рабства греха.
“предал их Бог в похотях сердец их нечистоте” (Рим.1:24);
“предал их Бог постыдным страстям” (Рим.1:26);
“И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства” (Рим.1:28);
“мы все жили некогда по нашим похотям, исполняя желания плоти и ее помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие” (Еф.2:3).

37. КАКОЙ ГРЕХ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ТЯЖКИМ ?
Самым тяжким грехом является неверие в Бога (атеизм). Атеизм есть опасное заблуждение извращенного ума. Никакие героические поступки не спасут атеиста от гнева Божия. Священное Писание называет в числе других тяжких грехов нарушение воли Божией.
“ если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.” (Мф.12:32);
“Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”.” (Пс.13:1);
“люди безумные хулят имя Твое.” (Пс.73:18).

38. ЧТО ОЖИДАЕТ КАЖДОГО ГРЕШНИКА ?
Каждый грех есть нарушение воли Божией и оскорбление Его святости и праведности, поэтому грех неотвратимо обрекает человека на гнев Божий и подвергает справедливому наказанию Божию. Наказание страшно и неотменяемо: вечные мучения в геенне огненной. Оправдать свои грехи пред Богом невозможно.
“сами в себе имели приговор к смерти” (2Кор.1:9);
“возмездие за грех - смерть” (Рим.6:23);
“В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, Которые подвергнуться наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его” (2Фес.1:8-9);
“А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.” (2Пет.3:7).

39. ПОЧЕМУ СТРАХ ПЕРЕД ГНЕВОМ БОЖИИМ ЕСТЬ ДОБРЫЙ ЗНАК?
Размышления и переживания по поводу своего духовного состояния, а также страх перед гневом Божиим и грядущим наказанием следует воспринимать как добрый знак начала духовного возрождения человека, поскольку номинально верующие люди и тем более атеисты никогда всерьез не задумываются об этих вопросах. Такому человеку следует от всего сердца исполнять волю Божию, постигая Священное Писание и обращаясь за советом к Церкви.
“Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте” (Иак.4:9);
“Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает.” (Пс.33:19);
“В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.” (Пр.14:26,27);
“зная страх Господень, мы вразумляем людей” (2Кор.5:11);
“Начало мудрости - страх Господень” (Пс.110:10);
“нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.” (Дан.12:10);
“Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его. Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его.” (Пс.35:2,3).

40. ЧТО ЕСТЬ ПОКАЯНИЕ ВО ГРЕХАХ ?
Бог призывает грешников к покаянию во грехах, что означает не только признание человеком своих отдельных грехов, но признание себя грешником, заслуживающим самого строгого наказания. Только такой человек может возложить все свое упование на милость Господа. Вот почему Христос говорит о том, что Он пришел призвать не праведников, но грешников, то есть тех, кто видит себя таковым и надеется на милость Господа, а не на свою праведность. Этот призыв обращен ко всем людям в равной мере, поскольку все грешны и всякий грех противен святости Божией. Следует обратить внимание на то, что истинное покаяние во грехах даруется Богом.
“печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению” (2Кор.7:10);
“благость Божия ведет тебя к покаянию” (Рим.2:4);
“не даст ли им Бог покаяния к познанию истины” (2Тим.2:25);
“Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.” (Ис.57:15).