Раздел V
ИЗБРАНИЕ БОЖИЕ
41. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИЗБРАНИЕ БОЖИЕ?
Для исполнения Своей воли Бог избирает опреде-ленных людей. Кроме этого избрания существует избрание ко спасению. В нем проявляется любовь Божия к людям, заслуживающим наказания за их грехи. Без милостивого дарования спасения во Христе никто из грешных людей не смог бы оправдаться пред Богом и избежать наказания. Избрание ко спасению безусловно.
«Ты. Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама» (Неем.9:7);
«Моисей, избранный Его» (Пс. 105:23);
«кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Числ.16:5);
«поставь над собою царя, которого изберет Господь» (Вт. 17:15);
«Соломон, сын мой, которого одного избрал Господь» (Шар.29:1);
«его [колено Левиина] избрал Господь, Бог твой, из всех колен твоих, чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим, служил во имя Господа» (Вт. 18:5);
«ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас;' ибо вы малочисленнее всех народов; Но потому, что любит вас Господь» (Вт.7:6—7).
«Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего Доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило Не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: "больший будет в порабощении у меньшего"» (Рим.9:10—11); «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2:13); «Он избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, В похвалу славы благодати Своей» (Еф.1:4—6).
42. ПОЧЕМУ ИЗБРАНИЕ ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ВОЛИ БОЖИЕЙ ?
Избрание не зависит от желаний или достоинств человека, поскольку Господь Бог силен сделать лю¬бого человека наилучшим исполнителем Своей воли. Попытка представить избрание Божие завис¬щим от определенных условий умаляет всемогущество Бога и Его благодать. «Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому Я пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.» (Иер.1:7; см.1:5—7);
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен; не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь.» (И.Нав.1:9);
«Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, — Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.» (1Кор.1:26—29).
43. ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЕЗУСЛОВНОЕ ИЗБРАНИЕ КО СПАСЕНИЮ ?
Священное Писание показывает, что Божие избрание ко спасению определенных людей не зависит от их предварительной веры, праведных дел или святости в земной жизни, но, напротив, является первопричиной всего духовного в человеке. Основания избрания именно этих людей известны только Богу и содержатся в тайне, чтобы все упование человека было возложено только на милость Божию.
«изволение Божие в избрании происходило Не от дел, но от Призывающего» (Рим.9:12);
«Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9);
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5);
«дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.» (Мк. 10:40);
«Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтоб он жил во дворах Твоих.» (Пс.64:5).
44. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ЗНАТЬ, ЧТО ОН ИЗБРАН КО СПАСЕНИЮ?
Избрание ко спасению идет через возрождение человека Святым Духом. Человек получает способность к духовной жизни, прежде всего любить Бога и стремиться к святости, что является для него надежным внутренним знаком избрания. Хотя внешнего знака избрания не существует, а истинное духовное состояние Человека известно только ему самому и Богу, тем не менее, избранные ко спасению и возрожденные Святым Духом люди зримо являют в своей земной жизни плод святости.
«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф.1:4);
«плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9);
«кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.» (1Кор.2:11);
«Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5).
«А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.» (1Иоан.З:24)
. 45. ПОЧЕМУ В ИЗБРАННЫХ ЛЮДЯХ ПРОДОЛЖАЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ГРЕХОВНАЯ ПРИРОДА?
Возрождение не означает одновременного избавления от всех грехов. Человек лишь получает способность бороться с ними. Плоть человека по-прежнему остается греховной. «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:17);
«дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41);
«семь раз упадет праведник, и встанет» (Пр. 24:16).
46. КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА?
Избрание ко спасению возлагает на человека величайшую ответственность за свою духовную жизнь, поскольку оно сопровождается просвещением человека в отношении греха и дарованием способности противостоять ему. Избрание дает свободу.
«братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2ПетрЛ:10);
«Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1Тим.6:12);
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти» (Гал.5:13).
47. ДЛЯ КАКОЙ МИССИИ БЫЛ ИЗБРАН БОГОМ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ НАРОД ИЗРАИЛЯ?
Израильский народ был избран для провозвещения веры в единого и истинного Бога всем языческим народам,
«Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.» (Ис.43:21);
«Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог.» (Зах.8:23);
«Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Иоан.4:22).
48. ЧТО ЕСТЬ НАРОД БОЖИЙ ВО ВРЕМЯ ЕВАНГЕЛИЯ?
Во время Евангелия избранным народом являются все верующие во Христа из всех наций и народов. (Вместе с тем, не следует отрицать благословения, данного отдельным народам, которое выявляется в значительном числе верующих во Христа, а также в возможности установления в обществе законов, принятых на основе Священного Писания.)
«вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (Шетр.2:9—10);
«Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» (Деян.15:14);
«[Христос] дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.» (Тит.2:14).
49. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ЛЮДИ ИЗБРАНЫ?
Бог не открывает в Слове Своем причины оставления во грехах неизбранных людей, указывая только, что такова Его воля. Следует обратить внимание на то, что в наказании грешников проявляется справедливость и праведность Божия. Участь грешников служит для избранных постоянным напоминанием о милости Божией по отношению к ним, заставляет их страшиться гнева Божия и стремиться исполнять волю Его.
«помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим.9:16);
«кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.» (Рим.9:18);
«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим.9:20—21);
«Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.» (Рим.8:33);
«Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.8:31).
50. МОЖЕТ ЛИ СПАСТИСЬ НЕИЗБРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК?
Все люди предопределены в отношении спасения либо к вечной жизни, либо к вечной смерти. Поэтому спастись могут только избранные Богом. Их число нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Имена этих людей записаны в книге жизни. «между нами и вами утверждена великая пропасть» (Лк. 16:26);
«спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан.12:1);
«помогай им, [...] которых имена — в книге жизни.» (Фил.4:3);
«и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира» (Откр.17:8; см. также 13:8);
«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.» (Откр.20:15).