Раздел VII
ВЕРА И ПРИЗЫВ БОЖИЙ
61. КАК К ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТ ВЕРА?
Вера даруется человеку Богом и является следствием избрания. Только эту веру имеет в виду Священное Писание, когда говорит о спасении по вере. «благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8);
«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; Иному вера, тем же Духом» (1Кор.12:8—9);
«И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф.1:19);
«он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатию» (Деян. 18:27);
«и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48);
«избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия» (Иак.2:5);
«вам дано ради Христа [...] веровать в Него» (Фил.1:29).
62. КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННАЯ ВЕРА?
Истинная вера проявляется в любви к Богу и ближнему, послушании Евангелию, стремлении к святости и к совершению добрых дел. Вот почему Апостол Иаков пишет о делах веры, отсутствие которых говорит лишь о внешнем почитании Бога теми, кто подражает избранным. Вместе с тем, сами дела не заменяют благодатную веру и не являются каким-либо предварительным условием спасения.
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14);
«мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.» (Еф.2:10);
«если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать.» (Рим. 11:6);
«я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною.» (1Кор.15:10);
«блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал.» (Иоан.13:17,18).
63. РАЗВЕ НЕ ВСЕ ЛЮДИ ОДИНАКОВО ВЕРЯТ В БОГА?
Признание существования Бога и истинная вера в Него не одно и то же. Истинная вера в Бога не зависит от самого человека, его усилий или морального состояния. Внешнее послушание Евангелию и выполнение церковных обрядов не являются свидетельством, что человек имеет веру. Вот почему Св. Писание различает живую веру, полученную в дар от Бога, от мертвой веры, которая представляет собой временное убеждение человека под воздействием обстоятельств.
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.» (Иоан.6:44);
«никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.» (Иоан.б:65);
«Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27);
«А нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10);
«многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» (Иоан.2:23,24);
«Иисус от начала знал, кто суть неверующие» (Иоан.6:64).
64. ЧТО ЕСТЬ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ?
Благодать есть дарование Богом людям всего, что необходимо для жизни. Бог наделяет одних людей более крепким здоровьем, талантами и способностями, дает им возможность наслаждаться миром и благополучием. Особенная благодать Божия проявляется в спасении избранных людей и даровании им вечной жизни.
«по данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12:6);
«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф.4:7);
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9:8);
«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24); «уповайте на подаваемую вам благодать» 1
(1Петр.1:13). 65. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «РОДИТЬСЯ СВЫШЕ»?
\ Это означает, что избранный ко спасению чело¬век, в определенное для него Богом время, посредством Святого Духа получает духовное возрождение. Человек переходит от состояния духовной смерти к духовной жизни.
«если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Вожия» (Иоан.З:3);
«должно вам родиться свыше» (Иоан.З:7);
«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1Иоан.5:1);
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Которые не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились». (Иоан.1:12,13).
66. ЧТО ЕСТЬ МОЛИТВА?
Молитва есть выражение любви христианина к Богу, восхваление Его величия, святости и силы. В молитве верующий благодарит Господа за дарованное ему спасение, за искупление его грехов, за предоставленную милость уверовать и следовать Евангелию. В молитве верующий просит у Бога помощи и содействия. Сам Святой Дух побуждает верующих молиться о том, что угодно Богу, ибо Господь Бог не слушает неугодные Ему молитвы. «хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.» (Отк.19:5);
«должно всегда молиться и не унывать.» (Лк.18:1);
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф.6:18);
«мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.» (Рим.8:26,27);
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф.6:7,8);
«Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.» (Иер.7:16).
67. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗЫВ БОЖИЙ?
Бог призывает определенных людей или целые народы для исполнения Своих намерений (планов). Пример пророка Ионы показывает, что призыв Божий невозможно отвергнуть (см. Кн. Пророка Ионы, 1 и 2 гл.).
«призову раба Моего Елиакима [...] и власть твою передам в руки его» (Ис.22:20,21); «Я дал повеление избранным Моим, и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.» (Ис.13:3);
«Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен.» (Ис.48:15); «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» (Де-ян.13:2).
68. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИЗЫВ КО СПАСЕНИЮ?
Божий призыв ко спасению означает призыв принять Слово Евангелия, то есть уверовать во Христа. Слышать слово могут многие, но действительно услышать и принять способны лишь избранные, которых Св. Писание называет сынами Царствия. См. притчу о сеятеле (Мф. 13 гл.).
«Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сы¬на Его Иисуса Христа, Господа нашего.» (1Кор.1:9);
«вы, призванные Иисусом Христом» (Рим. 1:6);
«призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом» (Иуд.1);
«вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Петр.З:9);
«Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к уча¬стию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленно¬го Сына Своего»
«Спасшего нас и призвавшего званием святым» (2Тим.1:9);
«Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею» (Гал.1:15);
«любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).
69. ПОЧЕМУ БИБЛИЯ, ГОВОРЯ О СПАСЕНИИ ИЗБРАННЫХ,УПОТРЕБЛЯЕТ СЛОВА «ВСЕ», «МИР» И Т.П.?
Слова «все», «мир» и т.п., употребляемые в Библии в отношении спасения, означают совокупность избранных ко спасению из числа иудеев и язычников, которыми Священное Писание называет все остальные народы. Непротиворечивость Слова Божия исключает избрание ко спасению отдельных людей и одновременное спасение всего мира. Напомним, что для полноты понимания вопроса каждое высказывание Священного Писания следует сопоставлять с другими, говорящими о том же предмете. Также следует понимать конкретное применение слова в контексте. Приведем для наглядности парные высказывания:
1) «все идут к Нему» (Иоан.З:26); — «и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48);
2) «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.» (Иоан.12:32);
— «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти.» (Иоан.8:21);
3) «весь мир идет за Ним.» (Иоан.12:19);
— «мир Его не познал» (Иоан. 1:10);
«Я умолю Отиа, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять» (Иоан.14:16,17);
4) «Спаситель всех человеков» (1Тим.4:10); — «И будете ненавидимы всеми за имя Мое.» (Лк.21:17);
«Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф.2:14)
. 70. ПОЧЕМУ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЛЮДИ СКЛОННЫ НАДЕЯТЬСЯ НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЗАСЛУГИ?
Потому что человек привык полагаться на себя, а не на кого-нибудь другого. Повседневная жизнь полностью противоречит понятию благодати, ибо человек привык за все платить, и то, что кто-то за него сделал все, воспринимается с трудом. Людям более понятны отношения обмена, купли-продажи. (Хотя за свой негодный товар они пытаются получить бесценную жемчужину — Царство Божие.)
«без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11.6);
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.» (Пс.117:8);
«Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (Ис.2:22);
«сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор.1:9);
«Никто да непобольщает вас самовольным смиренномудрием [...] безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол.2:18);
«что высоко у людей, то мерзость пред Богом.» (Лк.16:15).
-