Раздел VIII
УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
71. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СВОЕМ СПАСЕНИИ?
Уверенность верующего в спасении основана не на успешном выполнении им каких-либо условий или обязательств, но на Божием обетовании, которое вечно и неизменно, как вечен и неизменен Бог.
«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6:37);
«слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.» (Иоан. 5:24);
«Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10:28; см.29);
«Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.» (1Иоан. 4:13);
«оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, Чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. [...] А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим. 5:1, 2, 5);
«уверен в том, что начавший в вас доброе дело, будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).
72. КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРНОСТЬ БОГА?
Бог верен Своим обетованиям, данным Его избранным. Ничто и никто не сможет помешать Ему их исполнить. Все избранные ко спасению будут сохранены в вере и убережены от совершения тяжких грехов.
«верен Обещавший» (Евр.10:23);
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну.» (Ис.43:25);
«Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.» (Ис.48:11);
«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.» (Пс.88:35);
«Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.» (Пс. 105:8);
«Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр.6:17);
«дары и призвание Божие непреложны.» (Рим. 11:29);
«верен Господь, который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2Фес. 3:3).
«Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу?» (Ис.66:9);
«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.» (Пс.33:8).
73. ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАСЛЕДОВАНИЕ?
Избранные ко спасению являются детьми Божиими, о которых Св.Писание говорит как о наследниках обетованного Царства Небесного. Напомним, что Св.Писание называет неверующих сынами диавола.
«Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.» (Евр.9:15);
«В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего» (E «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим.8:14);
«А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего; "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа.» (Гал.4:6, 7);
«Чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию со делались наследниками вечной жизни.» (Тит. 3:7);
[Ангелы] «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).
74. КОГО НАЗЫВАЕТ СВЯТЫМИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?
Священное Писание называет святыми всех верующих в Иисуса Христа, возрожденных Святым Духом и запечатленных Им в день искупления. Не следует думать, что святыми являются только отдельные особо выдающиеся христиане. Послания Апостола Павла красноречиво опровергают это заблуждение.
«Всем, находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим.1:7);
«Церкви Божией; находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» (IKop. 1:2);
«церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии» (2Кор.1:1);
«находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф.1:1);
«всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах» (Фил. 1:1);
«Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе» (Кол.1:2);
«Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.» (Евр.10:14).
75. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРНОСТЬ СВЯТЫХ?
Верность святых означает следование за Христом в течение всей их земной жизни и зависит не от них самих, но от укрепляющей благодатной силы Божией. Бог неустанно печется о Своих детях, помогая им преодолевать искушения мира, удерживаться от совершения тяжких грехов, и ведет их по пути святости.
«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе [...] да совершит
вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.» (Шетр 5:10);
«Утверждают, й же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» (2Кор.1:21);
«избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства.» (2Тим.4:18);
«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по кото¬рому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою.» (Пс.31:8);
«И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.» (Иер.32:40);
«Дух подкрепляет (нас) в немощах наших» (Рим. 8:26);
«Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души.» (Евр. 10:39);
«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Сво¬им, живущим в вас.» (Рим.8:11);
«Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчееают; ибо не силою крепок человек.» (1Цар.2:9).
76. ПОЧЕМУ ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОДВЕРЖЕН ТЯЖКИМ ГРЕХАМ?
Хотя греховная плоть, остающаяся в человеке и после возрождения, борется против Духа, в то же время возрожденный человек уберегается Святым Духом от совершения тяжких грехов и от искуше¬ний, которые превыше его сил. (См.выше).
«Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.» (Рим.7:15; см.далее).
«верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так-чтобы вы могли перенести.» (1Кор.10:13).
77. ПОЧЕМУ БОГ ОСТАВЛЯЕТ ИЗБРАННЫХ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ, ЕСЛИ ОНИ УЖЕ ПОЛУЧИЛИ СВЯТОГО ДУХА?
Бог делает так потому, что Ему угодно видеть их совершенствование в святости, которое происходит в умерщвлении греховной плоти, борьбе с искушениями мира и сатаны. Через них Бог провозглашает Евангелие всему миру.
«воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воз-держивались от блуда; Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1Фес.4:3, 4);
«все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.» (2Кор.4:15, 16);
«Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим.10:14, 15);
«Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы Преизбыточ- ная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:6, 7);
78. ПОЧЕМУ ИЗБРАННЫЙ НЕ МОЖЕТ ОТПАСТЬ ОТ БОГА?
Возрождение избранного к вере человека изменяет его духовное состояние. Он получает от Святого Духа способность желать и делать то, что угодно Богу. Позволим себе сравнить такого человека со слепым, получившим прозрение. Если Бог изменяет внутреннее состояние человека, может ли человек это контролировать? Даже слабейшие из святых не допускаются к отпадению. Притча о заблудшей овце ясно указывает на охранение Христом Своего стада. Его стадо сосчитано, Он знает каждую овцу по имени, и когда какая-нибудь отбивается, то Он идет искать ее. Притча о блудном сыне также указывает на обязательное возвращение сына, ибо он — сын и идет к ОТЦУ, а не к кому-нибудь другому. Предупреждения Библии о падении напоминают верующему об опасности, но это не означает самого падения. В предупреждениях показан долг человека, а не его возможность, его слабость, а не сила; через них человек подвигается быть ближе к Богу и полагаться лишь на Него. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18);
«тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил» (Иоан.17:12);
«от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Петр.1:3);
«все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.» (Рим.8:37).
«восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.» (Мф.24:24);
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.» (Рим. 14:4);
«мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16);
«помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» (1Иоан.2:27);
«приемлющие обилие благодати и дар праведно¬сти» (Рим.5:17).
79. ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИСПОВЕДУЮТ ВЕРУ ВО ХРИСТА, ПОСЕЩАЮТ ЦЕРКОВЬ, НО ЗАТЕМ ОТХОДЯТ ОТ ВЕРЫ?
Внешнее исповедание веры не является свидетельством того, что человек получил от Бога дар истинной веры. Только Бог знает тех, кто не имеет такого дара. Вот почему, придя к христианам, та¬кие люди через некоторое время все-таки покидают их, возвращаясь к своей прежней жизни. Ирод слушал Иоанна, и слушал с удовольствием (Мк.6:20), но доказывает ли это его веру? Также слабою будет вера, основанная лишь на моральных принципах и рассуждениях ума. Любое жизненное потрясение способно изменить состояние ума такого человека, и он отойдет от веры. Этим людям Христос скажет: «Я никогда не знал вас» (Мф.7:23).
«Иисус от начала знал, кто суть неверующие» (Иоан.6:46);
«Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши.» (1Иоан.2:19);
«с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи.» (2Петр.2:22).
80. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА КАК ПЕРВОСВЯЩЕННИКА?
Это означает, что Христос молится и ходатайствует за Свой народ, получая от Бога Отца прощение их грехов, благодаря Своей жертвенной смерти. Христос есть совершенный Первосвященник, все Его молитвы благосклонно принимаются Богом Отцом. Прообразом Христа Первосвященника был Первосвященник Ветхого Завета. (Рекомендуем проанализировать, кого оправдывали жертвенная кровь животных и молитвы Первосвященника).
«Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образцу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:24);
«Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.» (Евр.7:24, 25);
«Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего: Господь слышит, когда я призываю Его.» (Пс.4:4);
«не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.» (Евр.2:16).
-