В евангельской притче садовник обещает хозяину сада окопать бесплодную смоковницу и обложить навозом. Дескать, через год посмотрим, будут ли плоды.
   Но стоит заметить, что опыление смоковниц (инжира) происходит исключительно при помощи одного вида насекомых – осы Blastophaga. Поэтому сколько ни окапывай, ни обкладывай навозом – опыления не будет, если не прилетит эта оса, специализирующаяся именно на инжире.
   
    Таким образом, Иисус показывает нам безграмотного садовника, не знающего своего дела. Разумеется, и через год плодов не будет, несмотря на его усилия (повторю: если не прилетит оса). Кроме того, складывается впечатление, что садовник довольно равнодушен к своему делу. Хозяин приходит третий год к смоковнице. Его беспокоит, что на этом дереве нет плодов.
    Но садовник только теперь обещает «принять меры». Спрашивается, куда раньше смотрел? А если смоковница молодая (как некоторые утверждают), то хозяин совершенно не прав, требуя от нее плодов ранее положенного времени.
   
    Какой же будет, так сказать, духовный смысл притчи? На мой взгляд, садовник – это руководство Ветхого Израиля, которое не заботится о том, чтобы у народа были должные плоды. Меры, предлагаемые руководством, успеха иметь не будут.
   Согласен, апостолы в этом толковании не слишком изящно уподобляются осам, оплодотворяющим смоковницу. Но это все же лучше, чем видеть в навозе Слово Божие, как это получается у тех, кто под садовником понимает Иисуса Христа. Вспомним, что апостолы начали свою проповедь с призыва к покаянию. И какие сразу явились замечательные плоды – 3 тысячи, 5 тысяч уверовавших и покаявшихся…