Теперь предстоит рассмотреть, каким образом приходят к нам те блага, которые Бог-Отец даровал в Своём Сыне. Нужно отметить, что, пока мы пребываем вне Христа, всё, что Он совершил и претерпел ради спасения человеческого рода, для нас бесполезно и лишено всякого значения. Следовательно, необходимо, чтобы Он стал нашим и обитал в нас. Галатам 3,27:
    «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
    Всё это мы приобретаем через веру. Тем не менее, поскольку мы видим, что в общение с Христом вступают не все, разум требует пойти дальше и уяснить тайное действие Святого Духа. Это причина того, что мы обретаем Христа и все исходящие от Него блага. Св. Пётр говорит, что наши души очищены неизъяснимым омовением Духа. 1е Петра 1,2:
    «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа».
    Св. Павел указывает:
    «И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».
    Отсюда следует, что Святой Дух – это как бы связующее звено, посредством Которого Сын Божий соединяет нас с Собой. Святой Дух потому назван освящающим Духом, что является для нас корнем и семенем небесной жизни. Иоиль 2,28:
    «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть».
    Римлянам 8,14:
    «Все водимые Духом Божьим, суть сыны Божии». И 8,9: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».
   Дары Отца даны в распоряжение Иисуса Христа, и Он раздаёт их Своим верным, как Ему угодно. От Иоанна 7,37:
   «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него». От Иоанна 4,14:
    «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».
    Римлянам 5,5:
    «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым».
    Здесь полезно вспомнить, какие наименования и атрибуты даются Святому Духу в Писании. Прежде всего Он именуется Духом усыновления. Галатам 4,6:
    «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче»! Он зовётся залогом и печатью нашего наследия.
    2е Коринф. 1,22:
    «Бог…запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши».
    Он нередко именуется «водой», как, например, у Исаии (55,1):
   «Жаждущие! Идите все к водам». А также (44,3): «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее».
    А поскольку Он восстанавливает наши силы и оздоровляет нас, то Ему даётся также имя «елея» и «помазания». 1е Иоанна 2,20:
    «Вы имеете помазание от Святого».
    С другой стороны, так как Дух, сжигая наши порочные похоти, подобно отбросам, воспламеняет наши сердца любовью к Богу, Он именуется «огнём». От Луки 3,16:
    «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».
    Дух предстаёт перед нами, как рука Господня, посредством которой Бог являет Свою силу. Деяния 11,21:
    «И была рука Господня с ними».
    Мы Его дуновением возрождаемся к небесной жизни. Пока мы не познали Иисуса Христа через Его Духа, Он не действует в нас. Без этого блага мы только смотрим на Христа издалека, то есть предаёмся холодному созерцанию. Иисус приносит пользу лишь тем, кто облёкся в Него. Только через такое соединение Его пришествие под именем Спасителя не бесплодно для нас.
   
    Но главное дело Духа – вера, посредством которой Он приводит нас к свету Евангелия. Принятие избранными Иисуса Христа через веру – сверхъестественный небесный дар: иначе они бы остались в плену своего неверия. Об этом свидетельствует ответ Иисуса Христа Петру (от Матфея 16,17):
    «Не плоть и не кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Святой Дух есть внутренний Наставник, благодаря Которому обетование спасения проникает в наши души. 1е Иоанна (3,24):
    «А что Он пребывает в нас, узнаём по Духу, Который Он дал нам».
    Господь Иисус, желая сделать Своих учеников способными к восприятию небесной мудрости, обещает им Духа истины. От Иоанна 14,16:
    «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».
   Свет бесполезен для слепых, если этот Дух понимания не откроет глаза разума. Просвещение Им можно назвать зрением души. Иисус Христос, дабы сделать нас причастниками спасения, крестит нас Духом Святым и огнём, просвещая верой в Своё Евангелие и возрождая нас, так что мы становимся новыми творениями. Наконец, Он очищает нас от всякой грязи и скверны и посвящает Отцу, как святые храмы.