Теперь мы порассуждаем о свободе христианина. Как только появляется какое-либо упоминание о свободе, то некоторые люди тотчас дают волю своим похотям. Другие, напротив, вовсе не желают слышать о свободе, так как считают, что она устраняет всякий порядок и сдержанность.
    Свобода христианина складывается из трёх составляющих.
    Первая заключается в том, что сознание верующих возвышается над Законом. Когда встаёт вопрос об оправдании, мы обязаны отбросить всякую мысль о своих делах. Закон не является излишним для верующих, ибо он способен их научать и побуждать на делание добра. Вся жизнь христиан должна быть упражнением в святости. Но когда совесть тревожится о том, как, будучи призванной на Божий Суд, достичь благорасположения Бога – тогда ей не следует сверяться с Законом. Совесть должна видеть праведность в одном лишь Иисусе Христе. Галатам 4,4:
    «Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных».
   
    Вторая составляющая свободы христианина состоит в следующем: совесть служит Закону не по принуждению, но добровольно подчиняется воле Божьей. Те, кто связаны узами Закона, подобны рабам, которым хозяева дают задание на каждый день. Они не осмеливаются предстать перед хозяевами, если не выполнили в точности всего, что им было поручено.
    А дети, с которыми отцы обращаются нежнее, не боятся показать им свою неумелую и незавершённую работу и верят, что их послушание и добрая воля будут приятны отцу, хотя они и не сделали всего того, что желали. Не следует сомневаться, что нашему бесконечно доброму Отцу приятно наше служение. Малахия 3,17:
    «Буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему».
    Хотя верующие ещё не чувствуют, что пламя греха в них угасло, они не должны отчаиваться, как будто Бог гневается на них за остаток греха. Божьей милостью их дела более не будут оцениваться по мерилу Закона. А те, кто сделает отсюда вывод, будто можно спокойно грешить, могут легко понять, что к ним эта свобода не относится. Римлянам 6,14:
    «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию. Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? Никак». И 17 стих: «Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя».
   
    Третья составляющая свободы христианина учит нас не придавать значения внешним вещам, которые мы можем делать или не делать. Если у нас нет понимания этой свободы, то наша совесть никогда не найдёт покоя и не будет конца предрассудкам. Если кто-то станет думать, что употребление изысканной пищи не разрешено, то в конечном счёте он утратит уверенность, что можно пребывать в мире с Богом, поедая чёрный хлеб и простую пищу, потому что ему будет казаться, что можно поддерживать жизнь ещё более простой пищей. Если его начнут мучить угрызения совести при употреблении хорошего вина, то вскоре он не осмелится выпить даже прокисшее. Св. Павел всё внешнее подчиняет нашей свободе. Римлянам 14,5:
    «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению ума своего». И ст. 17: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
    1е Тимофею 4,4:
   Всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
    Итак, мы видим, какую цель преследует эта свобода: чтобы мы могли без угрызений совести употреблять Божьи дары, как нам повелено.
   
    Свобода христианина носит духовный характер и направлена на успокоение перед лицом Бога. Поэтому она плохо переносится людьми, которые желают украсить ею свои плотские похоти. Такие люди роскошествуют в пирах, одежде, жилищах. И всё это оправдывается ссылками на свободу христианина. Но если они страстно желают этих вещей, раздуваются от гордости, предаются безудержному расточительству, то, значит, они запятнаны пороками. Конечно, и слоновая кость, и золото, и всякое богатство суть превосходные творения. Нигде не запрещено смеяться, или развлекаться, или приобретать новые владения, или наслаждаться игрой музыкальных инструментов, или пить вино. Всё верно. Но когда человек утопает в наслаждениях, опьяняет душу и сердце страстями и похотями и постоянно ищет новых, тогда он весьма удаляется от законного пользования Божьими дарами. Исаия 5,8:
    «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся место, как будто вы одни поселены на земле». И 5,11:
    «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином». От Луки 6,24:
    «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете».
    Так пусть же они оставят свои дурные страсти, свои безумные излишества, свою суетную роскошь и гордыню, чтобы пользоваться Божьими дарами с чистой совестью.
   
    Многим свойственно и второе заблуждение: люди хотят показать свою свободу, причём неудержимо и бесстыдно, каким-то свидетелям. При этом они часто обижают своих немощных братьев. Римлянам 14,1:
    «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест».
    Св. Павел для немощных сделался всем, чтобы спасти многих. Взяв с собою Тимофея, он обрезал его (Деяния 16,3). Ибо в обрезании Тимофея он поступил ради евреев как еврей, чтобы приобрести евреев. 1е Коринф. 9,20:
    «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев… для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных».
    Мы можем воздержаться от нашей свободы в вещах несущественных, которые сами по себе ни хороши, ни дурны, если это принесёт добрый плод. Нам следует считаться со слабостью немощных братьев, но отнюдь не с гордыней фарисеев. Господь велит не принимать их в расчёт. От Матфея 15,12:
    «Тогда ученики Его приступивши сказали ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они – слепые вожди слепых».
    Как наша свобода должна быть подчинена любви к ближним, так и наша любовь должна быть подчинена чистоте веры, чтобы из-за любви к ближнему не был оскорблён Бог.
    Не подобает умалять хвалу, которую следует воздать Иисусу Христу за это благодеяние: ведь эта свобода приобретена для нас не серебром и не золотом, но Его собственной Кровью. Галатам 5,1:
    «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».