От учения об удовлетворении берут своё начало индульгенции. Уже то, что индульгенции продержались так долго, причём получили огромное распространение, даёт нам почувствовать, в какую тьму заблуждений может впасть человек и оставаться там долгие годы: спасение душ превращено в товар, и рай можно купить за несколько монет, и ничего не даётся бесплатно.
    Однако многие люди, знающие, что торговля индульгенциями являет собой обман, воровство, алчность, не видят источника этого нечестия. Поэтому необходимо определить их собственную природу. Их называют сокровищницей Церкви, заслугами Христа, Апостолов и мучеников.
    Главным хранителем этих сокровищ является папа, который отдаёт их кому пожелает. Отсюда происходят индульгенции. Паписты твердят, что освящение Христом, которого иначе было бы недостаточно, стало совершенным в крови мучеников. Их кровь смешалась с Кровью Христовой, и это смешение составляет сокровищницу Церкви.
   
    Всё это – дьявольская ложь, ставящая целью отвратить христианский народ от жизни, которая есть Христос. Ибо каким ещё образом можно более тяжко бесчестить Кровь Христову, нежели отрицая, что её достаточно для прощения грехов? Индульгенции указывают, будто за нас умерли святые, но св. Иоанн говорит (1е Иоанна 1,7):
   «Кровь Иисуса Христа…очищает нас от всякого греха».
    Евреям 10,14:
    «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».
    Иоанн говорит, что святые (Откровение 7,14):
   «Омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца».
   
    Также пускай паписты не забивают нам головы своим чистилищем. Когда очищения от грехов ищут где-то помимо Христа, то молчать становится опасно. Значит нужно громко кричать, что чистилище – выдумка сатаны, которая наносит очень тяжёлое оскорбление Божьему милосердию, уничтожает крест Христов. Что такое в их понимании чистилище, как не наказание, которое претерпевают души умерших за свои грехи? Если отбросить фантазии насчёт удовлетворения, то чистилище исчезнет. Единственное очищение, жертва и удовлетворение за грехи верующих – в Крови Христовой.
    Наши противники указывают, что издревле в Церкви утвердился обычай молиться за умерших. Я спрашиваю, согласно какому слову Бога, какому откровению и примеру это было сделано? На протяжении всего Писания часто рассказывается, как верующие оплакивали смерть своих близких и как погребали их; но нигде не говорится о том, что они молились за них. А ведь поскольку молитва имела бы для них гораздо большее последствие, нежели плач и погребение, она тем более была бы достойна упоминания.
   
    Во все времена у всех народов были обычаи погребения усопших и очищения души. Христиане, чтобы не казаться хуже язычников, устыдились, что не воздают своим усопшим подобных почестей. Вот откуда пришло это неуместное усердие устраивать торжественные церемонии и приносить жертвы ради успокоения душ их родных и друзей.
    Древние отцы христианской Церкви, молившиеся за усопших, хорошо понимали, что на то у них нет ни Божьего повеления, ни законного примера. В данном случае они были просто людьми и поэтому здесь не следует им подражать. Ими двигало чисто человеческое чувство, ибо они искали облегчения своей боли. Им казалось бесчеловечным не выказать какого-либо знака любви к умершим близким. Все мы знаем по опыту, как склонна к подобным проявлениям наша природа.
    Однако Писание даёт нам лучшее утешение (Откровение 14,13):
    «Блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих».
    Покой сразу после смерти обретут все верующие – подобно пророкам, Апостолам и мученикам. Но если их ожидает такой удел, то что ещё, спрашиваю я, могут дать им наши молитвы?