В Писании Бог открывает Себя как единого Бога, но предстаёт в трёх разных Лицах. Нам следует найти простое и краткое определение, избавляющее от любых заблуждений. Послание к Евреям 1,3:
    «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте». Греческое слово «ипостась» означает пребывающее существование, заключённое в едином Боге. Поскольку Отец, будучи в Своих особых свойствах отличным от Сына, полностью выражен в Нём, говорится, что Он явил в Сыне Свою ипостась. С этим согласуется предшествующее высказывание, что Сын есть сияние славы Отца. Из слов Апостола мы заключаем, что существует особая ипостась Отца, которая, однако, сияет в Сыне. То же самое справедливо в отношении Святого Духа. Но это различие не может относиться к Сущности, ибо божественная Сущность неизменна и неделима. Если мы доверяем словам Апостола, то должны сделать вывод о наличии в едином Боге трёх ипостасей.
   
    Еретики и прочие упрямцы поднимают злобный вой по поводу того, что недопустимо изобретать слова, якобы изобретённые по человеческой прихоти. Однако они не могут отрицать, что в Писании действительно называются Трое, каждый из Которых всецело Бог, но тем не менее речь вовсе не идёт о трёх богах. Если слова «Троица» и «Лица» отвергают за их новизну, то не следует ли из этого, что запрещается нести свет истины? Ведь эти слова лишь ясно выражают то, что в Писании подразумевается.
    Новые слова совершенно необходимы для защиты истины от клеветников. Так Арий признавал Иисуса Христа Богом и Сыном Божьим. Но в то же время он не переставал утверждать, что Христос был сотворён и имел начало подобно прочим творениям. Тогда древние отцы вытащили эту хитрую уловку на свет Божий и провозгласили Иисуса Христа вечным Сыном Божьим, единосущным Отцу. Здесь и обнаружилось всё нечестие ариан: они не приняли этого учения.
   Потом объявился Сабеллий, утверждавший, будто Отец – это Сын, а Сын – Святой Дух, и между Ними нет никакого различия. Древние отцы выступили против Сабеллия и заявили, что следует признавать Троих в едином Боге. По Тертуллиану: «Троицей Лиц называется внутреннее расположение или порядок в Боге, ни в чём не нарушающий единства божественной Сущности». Лицом я называю пребывающую в Сущности Бога реальность, связанную с остальными реальностями и в то же время отличную от них своим в высшей степени особенным свойством.
    Начало Евангелия от Иоанна:
    «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Если бы Слово не имело Своих собственных отличительных свойств, св. Иоанн не мог бы сказать, что Оно было у Бога. Когда же он добавляет, что Слово было Богом, то имеет в виду единую Божественную Сущность. «Слово» означает пребывающую в Боге Премудрость, из Которой исходят все пророчества и откровения. 1е Петра 1,10:
    «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предсказывал Христовы страдания и последующую за ними славу». Поскольку Дух, вещавший через пророков, был Духом Слова, мы заключаем, что Слово есть истинный Бог. Вот изречение Соломона о Премудрости (Притчи 8,22):
   «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони». Моисей, говоря о сотворении мира, подчёркивает при этом первенствующую роль Слова. Для чего он настойчиво повторяет, что Бог всякий раз произносит: «Да будет то-то и то-то»? Именно для того, чтобы Слава Божья воссияла нам в образе Слова. С этим согласуется и сказанное нашим Господом Иисусом Христом (от Иоанна 5,17):
    «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Иудеи, проявлявшие в иных случаях удивительную тупость, совершенно верно поняли, что Иисус приписывает себе божественное могущество. Слово вместе с Богом-Отцом есть причина и начало всего сущего. Оно пребывает в Боге вечным и неизменным и Само есть Бог (Псалом 44,7):
    «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Ещё сошлёмся на свидетельство Исаии (9,6):
    «Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам…и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Об этом говорится у Иеремии (23,5):
    «Восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь…и вот – имя Его, которым будут называть Его: Господь – оправдание наше». Есть множество других свидетельств (Исаия 25,8):
    «Поглощена будет смерть навеки…И скажут в тот день: вот Он Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас»! Все здравомыслящие люди понимают, что здесь речь явно идёт об Искупителе. У Малахии (3,1):
    «И внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете». Иерусалимский храм всегда был посвящён единому верховному Богу. И, тем не менее, пророк отдаёт его Иисусу Христу. Отсюда следует, что Иисус Христос есть Тот Самый Бог, Которому всегда поклонялись в Иудее. А ведать тайные помыслы людских сердец – разве это возможно кому-то, кроме Бога? А Иисус Христос обладал и этим знанием. Совершенно наглядным подтверждением божественности Иисуса Христа являются чудеса. Хотя пророки и Апостолы тоже совершали их, они лишь служили проводниками божественных даров, в то время как Иисус Христос заключал силу чудотворения в Самом Себе. Порою Он обращался с молитвою к Отцу, чтобы воздать Ему славу, но чаще давал убедиться, что Он Сам обладает этим могуществом. Иисус наделил Апостолов даром воскрешать мёртвых, очищать прокажённых, изгонять бесов и т.д. Деяния 3,6:
    «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», - говорит св. Пётр паралитику.
   
    Следует заметить, что все пророчества о вечном Боге Апостолы прилагают к Иисусу Христу. Например, Исаия (8,13):
    «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш. И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля». Римлянам 9,31:
    «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения». Исаия 6,1:
    «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом». Иоанн свидетельствует, что Исаия видел славу Сына Божьего (от Иоанна 12,41):
    «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нём». Исаия 44,6:
    «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога». Откровение 22,12:
    «Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний». А чтобы у нас не осталось никаких сомнений (1 Тимофею 3,16):
    «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе». Филиппийцам 2,6:
    «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Св. Иоанн утверждает (1 Иоанна 5,20):
    «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Далее, к Иисусу Христу должно обращаться, призывая имя Божье. Иоиль 2,32:
   «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Пример такого призыва – в словах св. Стефана (Деяния 7,59):
    «Господи Иисусе! Приими дух мой».
   
    Тот же способ доказательства надлежит использовать и для подтверждения божественности Святого Духа. Совершенно ясно свидетельство Моисея (Бытие 1,2):
   «Дух Божий носился над водою», - то есть над неупорядоченными стихиями. Это значит, что не только красота мира была бы невозможна без действия Святого Духа, но даже бесформенная и неупорядоченная масса мгновенно обратилась бы без Него в ничто. Столь же очевидно сказанное у Исаии (48,16):
    «Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его». Святому Духу приписывается власть посылать пророков, принадлежащая одному лишь Богу. Свойства Святого Духа, которыми наделяет Его Писание, очень далеки от тварных свойств. Это Он простирается повсюду, поддерживает и животворит всё сущее на небе и на земле, сообщая ему способность действовать. Он не ограничен никаким местом и никакими пределами. Способность сообщать сущность, жизнь и движение всему творению подтверждает Его божественность. Все присущие Божеству деяния приписываются Святому Духу так же, как и Сыну. 1е Коринфянам 2,10:
    «Дух всё проницает, и глубины Божии». Он проницает тайные глубины Бога, не имеющего советника среди тварных созданий. 1е Коринфянам 12,8:
    «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом, иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». Между тем Моисей провозглашает подателем этих даров одного лишь Бога (Исход 4,11):
    «Господь сказал: кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь»? Через посредство Святого Духа мы причастны Богу. Им животворимся и ощущаем божественную силу, от Него получаем оправдание, в Нём имеем источник святости, истины и всех мыслимых благ. Существует единый Дух, от которого изливается на нас всё изобилие многообразных небесных даров. Когда Писание говорит о Святом Духе, то использует имя Бог (1е Коринфянам 3,16):
   «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас»? Храм может быть посвящён одному лишь Богу. Святой Пётр, упрекая Ананию, говорит (Деяния 5,3):
   «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому? ... Ты солгал не человекам, а Богу». Далее, когда Исаия передаёт слова Бога, св. Павел воспроизводит их как слова Святого Духа (Деяния 28,25):
    «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию». Отсюда следует, что Святой Дух есть вечный Бог, посылавший пророков. От Матфея 1,31:
   «Посему говорю вам, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем». Отсюда следует, что Дух обладает божественным величием, оскорбление которого – тягчайшее преступление.
   
    С пришествием в мир Своего единственного Сына, Бог сделал Себя более явным и мы лучше узнали трёх Лиц Троицы. Если через крещение мы вступаем в веру в единого Бога, то нам надлежит считать истинным Богом Того, чьим именем совершается крещение. От Матфея 28,19:
    «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Отсюда следует, что в божественной Сущности пребывают три Лица, в Которых мы познаём Бога. Григорий Назианзин:
   «Не могу помыслить Одного без того, чтобы не воссияли вокруг меня Трое, и не могу помыслить Троих без того, чтобы Они тут же не соединились для меня в Одно». Различение Отца, Сына и Святого Духа не противоречит божественному единству. В каждом Лице всецело присутствует божественная природа – но с соответствующими особыми свойствами. От Иоанна 14,11:
   «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». Поэтому учители Церкви не признают никакой разницы в Сущности Лиц. Всякий раз, когда мы произносим имя Бога в абсолютном смысле, то имеем в виду как Отца, так и Сына и Святого Духа.
   
    Те, кто любят трезвомыслие и удовлетворяется мерилом веры, найдут здесь краткое изложение того, что им полезно знать. Следует помнить, что нам надлежит проявлять воздержанность и смирение в отношении высочайших тайн Писания. Надлежит всячески остерегаться того, чтобы не выйти за пределы, положенные Словом Божьим. Перечислять все заблуждения, нарушавшие в этом вопросе чистоту нашей веры, было бы слишком долго, нудно и бесполезно.
    Нечестивцы возражают, что если бы Отец не был единым истинным Богом, Он не мог бы быть Отцом Сына (от Иоанна 14,28):
   «Отец Мой более Меня». Отвечаю: Иисус Христос зовётся Сыном Божьим не только потому, что был рождён от Отца, как Его вечное Слово, но и потому, что принял лик Посредника, чтобы соединить нас с Отцом. Ибо когда Христос говорит как Посредник, Он занимает промежуточную ступень между Богом и людьми, однако от этого величие Его не умаляется. Мне хотелось бы их спросить: когда Иисус утверждает, что никто не благ, как только один Бог (от Матфея 19,17), отказывается Он от Своей благости, или нет?
    Я спрашиваю о вечном Слове Божьем, является Оно благим или нет? Если они отрицают Его благость, то их нечестие вполне доказано. Ведь «Благой» - особый титул, подобающий одному лишь Богу. Поэтому Иисус, будучи назван благим в обычном смысле этого слова, отвергает эту сомнительную честь и тем самым даёт понять, что Его благость божественна. Хотя Христос и уничижил Себя, слава Его в отношении к Отцу не уничтожилась, но была лишь сокрыта от мира. К Евреям (2,9):
    «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Хотя Иисус Христос был на непродолжительное время уничижен перед Ангелами, Он по-прежнему остаётся сотворившим мир вечным Богом.