Наше представление о Боге будет слишком далеко от реальности, если мы предположим, что Его творческий акт длился недолго и по сотворении мира окончательно завершился.
    Творческая сила Бога неизменно присутствует в мире. В Том, кого вера познала как Творца, она должна признать и вечного Правителя и Хранителя, не только приводящего в движение механизм вселенной, но и поддерживающего, вскармливающего и охраняющего всякую тварь вплоть до малых пташек. Псалом 32,15:
    «Он создал сердца всех их, вникает во все дела их». Псалом 103,27:
   «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время. Даёшь им – принимают; отверзаешь руку Твою – насыщаются благом. Сокроешь лицо Твоё – мятутся; отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются».
    Деяния 17,28:
    «Ибо мы Им живём и движемся и существуем».
    Божественное Провидение противоположно судьбе. Во все века было почти общепринятым мнение, что всё существующее подвластно случайности. Но те, кто внял словам Христа (от Матфея 10,30):
    «У вас же и волосы на голове все сочтены», - придут к убеждению, что всё происходящее решается сокрытым планом Божьим. Исаия 45,7:
    «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это».
    Те, кто по праву приписывают Богу славу Всемогущего, извлекают отсюда двоякую пользу. Во-первых, они познают, что Бог обладает огромнейшей способностью к благому деланию: небо и земля находятся в Его владении и управлении, и все твари внимают Его воле. Во-вторых, они постигают, что можно спокойно положиться на божественную защиту, потому что всё, что могло бы причинить нам какой-либо вред, подвластно Ему. Сам сатана с его яростью и гордыней обуздан божественной волей.
   
    Заблуждаются те, кто признаёт за Богом управление миром в каком-то общем смысле. Они утверждают: Бог сообщает человеку способность к исполнению его природного назначения; человек же, получив такую способность, руководит всеми своими поступками согласно собственному разумению и решению. Короче, они считают, что мир, люди и их дела существуют благодаря Богу, но не управляются Им.
    Мы полагаем Бога Господом и устроителем всего сущего и утверждаем, что Он по Своей Премудрости изначально предопределил всё то, что должно совершиться, и теперь Своею силою осуществляет предрешённое. Для нас будет достаточно авторитета Самого Бога. Ведь Иисус Христос без всяких оговорок объявляет (от Матфея 10,29):
    «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего».
    Даже полёт птиц направляется непогрешимым планом Божьим. Нас спросят, что же тогда означает слово «раскаяние»? Бытие 6,6:
    «И раскаялся Господь, что создал человека на земле».
    Слово «раскаяние» имеет тот же смысл, что и все формы выражения, описывающие Бога человеческими средствами. Этот способ описания состоит в том, что Бог предстаёт нам не таким, каков Он в Себе, а таким, каким мы его воспринимаем, хотя Он лишён какого бы то ни было смятения.
    Раскаяние не подобает Богу, как не подобает Ему незнание, заблуждение или неразумие. 1е Царств 15,29:
    «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».
   Пророк Иеремия громко восклицает (10,23):
    «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим».
    То же говорит и Соломон (Притчи 20,24):
    «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой»? (Притчи 21,1):
   «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его».
    Казалось бы, что может быть случайнее такого несчастья: на прохожего падает обломившаяся ветка и убивает его? Бог, однако, утверждает, что это Он осудил данного человека на смерть (Исход 21,13):
    «Но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руку его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце».
    Притчи 22,2:
    «Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь».
    Хотя богатые в мире перемешаны с бедными, Бог действует не наугад и не вслепую, указывая каждому его место. Способность к рождению кажется присущей человеку по природе. Однако в том, что одни лишены потомства, а другие имеют его во множестве, мы должны признать особое Провидение и милость Бога (Псалом 126,3):
    «Вот наследие от Господа – дети; награда от Него – плод чрева».
    Нет ничего более естественного чем то, что мы питаемся хлебом. Писание же называет плоды земли особым даром Божьим (Псалом 135,25)
   : «Даёт пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его».
   
    Хотя все вещи направляются намерениями Бога, нам они представляются случайными, поскольку порядок, причина, цель и необходимость происходящих событий чаще всего скрыты и недоступны человеческому разумению. Возьмём такой пример: путник входит в лес и попадает в руки разбойников, которые перерезают ему горло. Смерть этого человека была не предвидена Богом, а предрешена Им, ибо Писание говорит (Иов 14,5):
    «Дни ему определены и число месяцев его у Тебя…Ты положил ему предел, который он не перейдёт».
    Один известный пример покажет нам, каким образом Бог направляет события уздою Своего Провидения: в тот момент, когда Давид был застигнут людьми Саула в пустыне Маон, филистимляне напали на землю Израиля, и Саул был вынужден вернуться, чтобы защитить свою страну. Таким образом Бог воздвиг препятствие перед Саулом, желая спасти раба Своего Давида (1я Царств 23,25).
    Причины происходящего порой скрыты от нас. Тогда мы начинаем думать, что дела людей решаются по прихоти судьбы, либо наша плоть побуждает нас возводить хулу на Бога. В действительности же, у Бога всегда есть веские основания определять согласно Своему плану то, что Он свершает, либо для того, чтобы научить верных Ему терпению, исправить их дурные наклонности, пробудить их от лености; либо для того, чтобы сокрушить гордых и расстроить козни злых. Иисус Христос говорит о слепом от рождения (от Иоанна 9,3):
    «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии».
    Когда ребёнок уже во чреве матери поражается столь тяжким недугом, наши чувства возмущаются против Бога. А Иисус Христос утверждает, что в таких бедствиях сияет слава Отца.
   
    Многие позволяют себе допытываться о Его тайных планах и выискивать в них ошибки, спешить высказать о них своё суждение, как если бы они судили о делах смертного человека. Они желают, чтобы Богу было дозволено лишь то, что они сами в своих головах почитают разумным. Что может быть извращённее, нежели оскорблять непомерной дерзостью суды Божьи, которые нам неведомы и которые мы должны принимать в благоговейном восхищении? Римлянам 11,33:
   «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему».
    Исаия 43,13:
    «От начала дней Я тот же, и никто не спасёт от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это»?
    Исаия 55,8:
    «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
    Итак, Его волю мы должны почитать, как справедливейшую причину всего, что совершается, даже если причины происходящего нам неведомы.
   
    Иные невежды отстаивают такое заблуждение: если Бог предопределил момент нашей смерти, напрасны все наши старания соблюдать осторожность. Когда одни люди не отваживаются пускаться в путь, прослышав об опасности, другие, заболев, зовут врачей, третьи опасаются жить в обветшалых домах – тогда невежды говорят, что всё это тщетные попытки поправить волю Божью. А что если опасности не являются непобедимыми, поскольку Господь указал нам средства к их преодолению? Ты утверждаешь, что не нужно остерегаться опасностей, потому что мы и так можем их избежать, если только они не являются непреодолимыми. Господь же, напротив, велит тебе остерегаться, потому что Он хочет, чтобы ты их избежал. Тот, кто положил срок нашей жизни, вложил в нас также заботу о ней и сообщил нам способность к её сохранению.
   Господь пожелал, чтобы мы шли вперёд, не ведая о том, что должно произойти, и не переставали пользоваться данными нам Богом средствами, пока не достигнем цели или пока опасности не одолеют нас.
    Невежды до такой степени приписывают всё происходящее божественному Провидению, что вовсе не принимают во внимание человека, совершившего тот или иной поступок. Если негодяй убил честного человека, они говорят, что он выполнил Божий план. Если некто совершил кражу или прелюбодеяние, они говорят, что он был посланцем Его Провидения.
    Они спрашивают: почему же наказывают убийцу того, кому Бог положил умереть? Но я отрицаю, что он служит божественной воле, поскольку единственное, чего он хочет, так это удовлетворить своё злое желание. Богу служит тот, кто, зная Его волю, следует туда, куда она его зовёт.
    Воры, убийцы и прочие злодеи суть орудия божественного Провидения, которыми Господь пользуется для осуществления Своих предрешённых приговоров. Но разве они вовлекут также и Бога в то беззаконие, какое творят? Или прикроют своё злодейство Его праведностью?
   Коль скоро причина зла заключена в дурном человеке, почему это должно каким-то образом пятнать Бога, если Он пользуется им по Своей воле? Плотский разум не понимает, как может быть, что Бог, пользуясь злыми людьми, остаётся невиновным, хотя и совершает общее с ними дело? Смиренные люди удовлетворятся ответом св. Августина:
   «Бог праведен, а человек виновен лишь в силу того, что в одном и том же действии их побудительные мотивы различны». Тот, Кто всеблаг, не допустил бы совершиться злу, если бы, будучи всемогущ, не был способен извлекать из зла добро.
   
    Из книги Иова нам известно, что сатана получает позволение досадить святому человеку. Сатана пытается ввергнуть Иова в отчаяние. Савеяне, побуждаемые жестокостью и неизменной алчностью, хотят украсть чужое имущество. Иов же признаёт, что именно Бог лишил его всего достояния.
    Намерение иудеев состояло в том, чтобы предать Христа смерти. Пилат и его приспешники не возражали и уступили ярости народа. Тем не менее, ученики Христа в торжественной молитве исповедуют (Деяния 4,27):
    «Собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».
   
    Человек порой по доброй воле желает неугодное Богу, - например, сын желает жизни своему отцу, которого Бог призывает к смерти. Бывает и наоборот: человек по злой воле желает того, чего Бог желает по доброй, как в случае, если бы злой мальчишка ожидал смерти отца, умирающего по воле Божьей. Первый хочет того, чего Бог не хочет, второй хочет того же, что и Бог. И тем не менее любовь и почтение к отцу, выказываемые первым, более согласны с доброй волей Божьей, нежели нечестие второго. В одном и том же деянии обнаруживается преступность и злодейство людей и сияет праведность Бога.
    Есть много очевидных обетований, свидетельствующих, что Божественное Провидение особо заботится о верующих и стоит на страже их спасения. 1е Петра 5,7:
    «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас».
    Псалом90,14:
    «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё».
    Исаия 49,15:
    «Забудет ли женщина грудное дитя своё?.. Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».
    Если же с нами приключится какое-либо несчастье, мы тут же обратим наше сердце к Богу: Господь этого хотел, значит надо терпеливо это принимать, потому что Он не желает ничего, что не было бы необходимо и справедливо.
   
    Однако при всём том не обращать внимания на причины низшего порядка можно, лишь закрыв глаза. Почтим Бога как первоисточник всякого блага, но почтим также и людей, как посланцев и подателей божественных благодеяний, посчитаем себя в долгу перед ними и охотно постараемся воздать им тем же. Напротив, если кто-то из наших родственников или друзей, о ком мы должны были заботиться, умрёт без опёки, то будем знать, что он достиг предела земной жизни, который не мог перейти, но, поскольку мы не исполнили своего долга, поставим его смерть себе в вину.
    Человеческую жизнь сопровождает бесчисленное множество бед. Поскольку наше тело восприимчиво к тысяче болезней и в самом себе взращивает их причины, то куда бы человек ни направился, он несёт с собою множество видов смерти.
    Когда мы взойдём в лодку, лишь один шаг отделяет нас от смерти. Сядем на коня – тому достаточно споткнуться, чтобы мы сломали себе шею. Взглянем на животных – диких, необузданных – все они оснащены для нашего уничтожения. А в прекрасном саду, где всё обещает наслаждения, порой скрывается змея. Я уже не говорю о грабежах, насилиях, которые угрожают человеческой жизни дома и вне его. Моё намерение состоит в том, чтобы показать ужас, в котором пребывал бы человек, если бы жил по воле случая.