Полагаю, будет уместно дать краткое толкование Десяти заповедей Закона.
    Человек так глубоко погрузился во мрак невежества, что едва ли способен угадать, какого рода служение угодно Богу. Поэтому в качестве лекарства от болезней нашего духа Господь дал нам писаный Закон.
    Закон учит, что Богу угодны справедливость и праведность, а нечестие отвратительно. Ведомые учением Закона, мы увидим, насколько далеки мы от исполнения воли Бога и поэтому не заслуживаем звания Его детей.
    Затем, оценивая свои силы, мы поймём, что они не только недостаточны для исполнения Закона, но и вообще ничтожны. В конце концов человек, охваченный страшным предчувствием вечной смерти, обращается к милосердию Бога как к единственной спасительной гавани. Господь объявляет нам, что вознаградит добродетель, и что соблюдающий Его заповеди трудится не напрасно.
    Напротив, нечестие отвратительно Ему, и виновный в нём не избежит наказания. Божий Закон дан нашим душам. Бог смотрит на чистоту сердца больше, чем на внешнее проявление добра. Большинство людей считают себя исполнившими долг, если не обнажают шпагу, чтобы убить, не общаются с блудницами, не посягают на чужое добро. Всё это хорошо. Однако их душа жаждет убийства и разжигается плотской похотью, они искоса поглядывают на богатство ближнего, пожираемые завистью.
   Св. Павел решительно провозглашает (Римлянам 7,14):
   «Ибо мы знаем, что Закон духовен».
    Это означает, что от души, разума и воли он требует ангельской чистоты без малейшего пятнышка плотской скверны. Например, нам не очевидно, какое страшное зло представляют собой ненависть и гнев. Но когда Господь запрещает их, называя убийством, мы понимаем, до какой степени они Ему отвратительны. Утверждая, что смысл Закона именно таков, мы следуем Христу. От Матфея 5 глава:
    «Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду». «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём».
   
   Те, кто этого не понял, вообразили, что Христос дал Евангельский Закон, чтобы восполнить недостатки Моисеева Закона. Это опасное заблуждение. Фарисеи распространили среди народа ложное убеждение, будто тот, кто не допускает внешнего нарушения Закона, хорошо исполняет его. Эти люди думали, что Христос что-то прибавил к Закону, тогда как на самом деле Он очистил его от закваски фарисейской, которая затемнила Закон.
    Нам следует помнить, что предписания Бога содержат нечто большее, чем то, что выражено словами. Когда Бог что-то велит, Он запрещает противоположное; когда что-то запрещает, то противоположное предписывает. Когда запрещается зло, предписывается добро. В заповеди «не убивай» люди обычно видят повеление воздерживаться от нанесения вреда ближнему. Я же полагаю, что Господь требует от нас также дел милосердия, благодаря которым эта жизнь может быть сохранена. Теперь послушаем Самого Бога:
   
    1 Заповедь: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
   
    У каждого создания от слушания Закона должно возгореться сердце, ибо Закон исходит от полновластного Господа, в Котором заключено начало всякой вещи. Хотя наши обязанности перед Богом неисчислимы, из них можно назвать четыре важнейшие: поклонение, доверие, призывание и благодарение.
   Поклонением я называю благоговение, которое испытывает перед Богом всякое создание, поклоняясь Его величию.
    Доверие – это сердечная уверенность в Боге, когда, понимая, что в Нём заключена вся мудрость, справедливость, доброта, сила, истина, мы сознаём, что наше блаженство заключается в общении с Богом.
    Призывание Бога – это обращение нашей души к Нему как к единственной надежде, когда нас угнетает какая-либо нужда.
    Благодарение – это признательность Богу за все благодеяния по отношению к нам. Недостаточно не иметь иного бога – нужно целиком положиться на Господа. Держась одного Бога, мы должны обрести в Нём истинное наслаждение и изгнать всех выдуманных богов. Беззаконно рвать на части служение, которое приличествует лишь истинному Богу.
   
    2 Заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
   
    Смысл этого предписания в том, что Бог не хочет, чтобы мы профанировали истинное поклонение Ему суеверными ритуалами. Поэтому Он предостерегает нас от всяких материальных форм, которые по своему невежеству измышляет о Боге наш разум. Тем самым Господь наставляет нас на путь истинного служения, то есть служения духовного. Заповедь делится на две части. В первой осуждается безрассудство, с которым мы пытаемся свести непостижимого Бога к тому, что доступно нашим чувствам и создать Его изображение. Во второй части запрещается религиозное поклонение изображениям. Господь не однажды предстаёт перед нами в образе супруга, ибо связь, которой Он нас с Собой соединяет, принимая в лоно Церкви, есть духовный брак, требующий обоюдной верности.
    Поэтому Он особенно ревнив, когда мы отдаём другим Его славу, которая должна принадлежать Ему целиком. Так поступая, мы пачкаем блудом наши души. Иезекииль 16,17:
    «И взяла нарядные Мои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения и блудодействовала с ними».
    Это наше безрассудство призвана исправить добавленная к заповеди угроза (Исход 20,5):
   «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода ненавидящих Меня и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
    Это высказывание нужно понимать в том смысле, что проклятие Бога распространяется на весь род нечестивого. Отец, которого оставил Дух Божий, будет жить во грехе. Сын, также покинутый Богом за грех отца, пойдёт тем же путём погибели. В то же время (Притчи 20,7):
    «Праведник ходит в своей непорочности. Блаженны дети его после него».
   
    3 Заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
   
    Наши умы и сердца должны быть приучены думать и говорить о Боге с исключительным почтением. То, что мыслит о Боге наш ум и произносит наш язык должно соответствовать святости Его имени, должно быть направлено на прославление Его величия. Если дурно даже незначительное посягательство на Божье имя, то гораздо более тяжким грехом является его употребление в колдовстве, экзорцизме и тому подобных проявлениях.
    Однако в первую очередь эта заповедь касается клятвы. Клятва – это призывание Бога засвидетельствовать правдивость наших слов. Призывание Бога для свидетельства, когда оно совершается должным образом, представляет собой один из способов Его прославления. Исаия 65,16:
    «Кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины».
    Ложно клясться именем Бога – страшное глумление. Левит 9,12:
   «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего».
    Если мы прибегаем к имени Бога в незначительной клятве, то всё равно умаляем Его честь. Клятва установлена не для забавы людей, а по необходимости. При отсутствии таковой она запрещена. Существует и иной грех, когда люди в своих клятвах обращаются к именам святых. Второзаконие 6,13:
    «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись».
    Анабаптисты осуждают все клятвы без исключения. От Матфея 5,34:
    «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его…но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого».
    Но тем самым они оскорбляют Христа, выставляя Его противником Отца. Ибо предвечный Бог предписывает по необходимости пользоваться клятвой. Исход 22,11:
    «Клятва пред Господом да будет между обоими».
    Иисус желал лишь раскрыть изначальный смысл Закона, который был сильно искажён ложными толкованиями книжников и фарисеев. Иисус Христос убеждает, что дурно клясться впустую, в суете. Анабаптисты настаивают на слове «вовсе», хотя оно относится не к глаголу «клясться», а к перечисляемым далее формулам клятвы.
    Одно из заблуждений той эпохи состояло в том, что, клянясь небом или землёю, люди не затрагивают имени Бога. Христос разбивает тщетные софизмы людей, считающих пустяком замаскированные клятвы, в которых они якобы избегают имени Бога, тогда как оно запечатлено во всех благах, которыми мы пользуемся благодаря Богу. Кто осмелится сказать, что св. Павел стал бы клясться, если бы клятва была запрещена? 2 Коринфянам 1,23:
    «Бога призываю во свидетели на душу мою».
    Евреям 6,16:
   «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их».
   
    4 Заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный день никакого дела…».
   
    Цель этого предписания в том, чтобы, будучи мертвы для своих страстей и забот, мы размышляли о Царстве Божьем. Верующие не должны трудиться над собственными делами, чтобы дать возможность Богу трудиться в их душах. Во-вторых, Бог желал установить определённый день, в который полагается слушать Закон и выполнять предписанные в нём обряды. В-третьих, Бог хотел дать день отдыха служителям и работникам, находившимся под властью хозяина, чтобы те могли на время оставить тяжкий труд.
    Мы видим, что евреи окружают субботу особенным почитанием. Иезекииль (20,12):
    «Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я – Господь, освящающий их».
    Несомненно, что ритуальное в этом предписании было отменено пришествием Христа. Колоссянам 2,16:
    «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу».
    Для Христа недостаточно одного дня. Он требует всей нашей жизни. Хотя Шаббат отменён, это не означает, что у нас не должно быть определённых дней для собраний, слушания проповедей, участия в молитвах, совершения таинств.
    Почитаемый евреями день был отменён. Но поскольку для сохранения порядка и мира в Церкви особый день всё-таки нужен, то в качестве такового был установлен другой. Отнюдь не случайно древние избрали для замещения Шаббата воскресенье, так как цель и исполнение истинного покоя, прообразом которого был Шаббат, совершилось в воскресении нашего Господа. Мы же должны запомнить главное поучение: чтобы вера в нас не пропала и не охладела, нам следует прилежно посещать святые собрания и не отказываться ни от какого средства, которое способно сделать наше почитание Бога более совершенным.
   
    5 Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
   
    Заповедь требует от нас почтения к тем, кого Господь указал нам в качестве высших. В качестве примера нам предложен род превосходства, менее всего вызывающий протест и способный склонить наши сердца к послушанию. Мы должны уважать всякого, кто поставлен Им над нами. При этом непозволительно раздумывать, достоин ли такой человек этой чести или нет. Римлянам 13,1:
    «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».
   Но в особенной мере велит Он почитать родителей, которые произвели нас на этот свет. Подчинение родителям должно быть как бы ступенькой лестницы, ведущей нас к почитанию Бога. Кто отвергает родительские права и власть, суть не люди, а чудовища. Притчи 20,20:
    «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы».
    В заключении полезно кратко остановиться на том, что нам заповедано повиноваться своим родителям лишь в Господе. Ефесянам 6,1:
    «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе».
    То же самое относится к нашим начальствующим: было бы безумием, если бы их превосходство в чём-то принижало величие Бога.
   
    6 Заповедь: «Не убивай».
   
    Нам запрещены всякое насилие и вред, причиняющие телесные страдания. Отсюда положительный смысл заповеди: если ближний в опасности или в беде, то следует прийти ему на помощь и поддержать. Бог даёт это правило нашей душе. Рука совершает убийство, но замышляет его ум, осквернённый гневом и ненавистью. Ненависть и гнев вызывают желание причинить вред ближнему. Святым Духом сказано (1 Иоанна 3,15):
    «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».
    Человек – это образ Бога; но он также и плоть, такая же, как наша. Поэтому, если мы не хотим посягать на образ Бога, мы не должны причинять никакого вреда нашему ближнему. А если мы не отрекаемся от принадлежности к человечеству, мы обязаны оберегать ближнего, как свою собственную плоть. Если Господь заботится о безопасности тела каждого человека, то нетрудно понять, до какой степени Он обязывает нас заботиться о спасении душ, которые для Бога несравненно ценнее.
   
    7 Заповедь: «Не прелюбодействуй».
   
    Цель этой заповеди в том, чтобы от нас была удалена всякая грязь. Во всех жизненных проявлениях мы должны соблюдать правила целомудрия и воздержания. Так как человек был сотворён с условием, что он не будет жить в одиночестве, но будет иметь помощника себе, и так как вследствие проклятия греха он ещё сильнее подчинён этой необходимости, то Бог дал средство для её удовлетворения. Своею властью Господь установил брак и освятил его. Всякое сожительство мужчины и женщины вне брака проклято перед Богом.
   Я признаю, что девство – добродетель, которой нельзя пренебрегать. Но поскольку она дана не всем, а кому-то дана лишь на время, то люди, мучимые вожделением, должны прибегнуть к лекарству брака, чтобы сохранить целомудрие. 1 Коринфянам 7,9:
    «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться».
    И пусть никто не возражает, что с Божьей помощью возможно всё, ибо воздержание – особый дар, он не распределён равномерно по всему телу Церкви, а дан очень немногим. 1 Коринфянам 7,7:
   «Каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе».
    Если людям не хватает сил обуздать и победить томление плоти, то в этом они должны видеть исходящее от Бога указание вступить в брак. И пускай тот, кто воздерживается от блуда, не обольщается, будто неповинен в нём, если его сердце разжигается похотью. Законодатель требует непорочности тела в той же степени, в какой требует непорочности души.
    Если женатые люди признают, что их союз благословлён Богом, то это должно убедить их не осквернять его неумеренностью и разнузданностью. Св. Амвросий, имея в виду тех, кто злоупотребляет супружеством, предаваясь дикому сладострастию, говорит, что они блудят со своими жёнами. Запрещая блуд, Законодатель также запрещает вводить в грех других – нескромной одеждой, бесстыдными жестами и манерами, непристойными разговорами. Ибо все эти пороки – словно комья грязи, уничтожающие чистоту.
   
    8 Заповедь: «Не кради».
   
    Содержание заповеди – запрет присваивать имущество другого. Мы должны усвоить, что имущество человека достаётся ему не случайно, но по воле Бога. Поэтому Бог велит нам прилагать свои силы к сохранению достояние каждого человека.
    Существует немало способов кражи: путём насилия, порой в виде прямого разбоя. Иной раз обкрадывают ближнего, прибегая к хитрости, лжи, притворству. Случаются и более изощрённые хитрости, когда ближнего лишают его собственности под прикрытием закона. Хотя людям, действующим подобным образом, нередко удаётся выиграть дело в суде, для Бога они остаются ворами. Любые средства, которыми мы пользуемся ради обогащения в ущерб другому, заключающие в себе хитрость, коварство, являются кражей. Эта заповедь нарушается и тогда, когда посягают на права ближнего. Ибо всякий, кто не исполняет по отношению к ближнему долг, соответствующий его призванию, присваивает себе то, что принадлежит другому.
   
    9 Заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
   
    Цель этой заповеди в том, чтобы мы держались истины, ибо ложь – мерзость пред Богом, Который есть Истина. Левит 9,11:
    «Не лгите и не обманывайте друг друга».
    Мы не должны никому вредить ни обманом, ни злословием, ни насмешками. Мы обязаны искренне помогать каждому защитить его доброе имя. Исход 23,1:
    «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды».
    Несомненно, что этой заповедью осуждаются всякие сплетни и хула. Эта заповедь запрещает нам шутки, затрагивающие чью-то честь, запрещает язвить и глумиться, высмеивая ближних, как делают иные люди, которые получают удовольствие, когда могут вогнать кого-нибудь в стыд. И человек зачастую страдает от последствий подобной распущенности. Смешно было бы думать, что Бог ненавидит порок злоречия и не обращает внимания на злобу в сердце. Поэтому, если мы носим в себе истинную любовь к Богу, то, по справедливости оценивая поступки и речи других, будем всячески оберегать честь каждого человека.
   
    10 Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
   
    Если в предыдущих заповедях Господь желал, чтобы Закон любви смирял волю, стремления и дела человека, то теперь Он желает, чтобы Ему были подчинены мысли, зарождающиеся в сознании. Наш Господь требует горячей любви к ближнему, не омрачённой ни малейшим посторонним желанием. Он требует совершенно умиротворённого сердца, которое не могло бы уколоть никакое жало, возбуждая его против Закона любви.
   
    Теперь нетрудно увидеть, какова цель Закона. Это совершенная праведность, уподобление жизни человека чистоте Бога как образцу. Левит 19,2:
    «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш».
   Достижение подобной святости заключается в исполнении двух повелений: Второзаконие 6,5:
   «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими».
    Левит 19,18:
   «Люби ближнего твоего, как самого себя».
    Мы должны обнимать своею любовью всех людей без исключения, невзирая на то, достоин человек или недостоин, друг это или враг. Притчи 25,21:
    «Если голоден враг твой, накорми его; и если он жаждет, напой его водою». Ибо людей следует видеть в Боге. Каков бы ни был человек, мы обязаны его любить, если любим Бога.